2,7 трлн рублей инвестиций в «ГАЗ», LADA, и «Камаз». Как власти планируют развивать российский автопром? | Студия копирайтинга "КилоЗнаки" | Копирайтинг, рерайтинг, SEO-копирайтинг, рекламные тексты

2,7 трлн рублей инвестиций в «ГАЗ», LADA, и «Камаз». Как власти планируют развивать российский автопром?

2 минуты
2,7 трлн рублей инвестиций в «ГАЗ», LADA, и «Камаз». Как власти планируют развивать российский автопром?

Российские власти уже долгие годы говорят о том, что стране необходимо активнее развивать автомобильную промышленность. В этом году эту тему вновь поднял и Владимир Путин.

16 июля он провел совещание, в ходе которого обозначил две основные задачи, стоящие сегодня перед отраслью: первая — обеспечить работу автомобильных заводов в России, их снабжение необходимыми компонентами, вторая — поставить на рынок достаточное количество легковых автомобилей российского производства. О том, как правительство планирует реализовать поручения президента — в этом тексте «Регионов России». 

А есть ли проблема?

По данным агентства «Автостат», еще 1 января 2022 год в России было около 45,5 млн легковых автомобилей. Самыми популярными марками машин у россиян были: 

  1. LADA (Россия) — 13,5 млн легковых автомобилей;
  2. Toyota (Япония) — 4,1 млн штук;
  3. Hyundai (Корея) — 2,5 млн штук;
  4. Kia (Корея) — 2,5 млн штук;
  5. Nissan (Япония) — 2,2 млн штук;
  6. Renault (Франция) — 2,2 млн штук:
  7. Volkswagen (Германия) —1,8 млн штук;
  8. Chevrolet (США) —1,7 млн штук;
  9. Ford (США) — 1,4 млн шт.;
  10. Mitsubishi (Япония) —1,3 млн шт.; 
  11. Skoda (Чехия) — 1,1 млн штук. 

Однако, после введения санкций против России ввоз импорт автомобилей в страну заметно сократился, а освободившийся рынок машин из Европы и США заняли китайские производители. Во втором 2022 года квартале доля импорта из Китая возросла до 80,6%, из Южной Кореи — до 7%. 

При этом перебои в поставках и затянувшаяся неопределенность на рынке привели к росту спроса на подержанные иностранные автомобили. По словам главного редактора портала 110km.ru, запасы новых машин у дилеров заканчиваются, а свежие поставки пока что исключены. 
Однако проблемы возникли и у российских производителей. Ряд контрагентов отечественных автозаводов находились за рубежом, они разорвали контракты с Россией на поставку материалов, комплектующих  и технологий. Спрос на российские автомобили на внутреннем рынке также упал на 55% в первом полугодии. В связи с этим, по словам Владимира Путина, в марте объемы выпуска российских автомобилей сократились в три раза (по сравнению с показателями марта 2021 года), а в апреле — в пять раз.

Как стабилизировать ситуацию?

18 августа Минпромторг представил стратегию развития российского автопрома до 2035 года. Ее основными целями стали — обеспечение технологического суверенитета отрасли и локализация автомобилей не менее чем на 80%. 

Технологический суверенитет обеспечит разработка и производство российских малых дизельных двигателей, автоматических коробок передач, антиблокировочной системы, электронной системы стабилизации и подушек безопасности.

Необходимый объем инвестиций на период 2023-2035 годы, согласно подсчетам ведомства:

  • Всего — 2,7 трлн рублей;
  • На стимулирование спроса и программы обновления парка — 500-600 млрд рублей; 
  • На стимулирование экспорта автомобилей — 500-600 млрд рублей;
  • На производство автокомпонентов — 190 млрд рублей. 

При этом Минпромторг рассчитывает, что Россия заметно увеличит экспорт легковых автомобилей в страны Евразийского Экономического Союза, страны Африки, Азии и Латинской Америки. Целевые доли экспорта составляют: 2025 год – 4%, 2030 год – 15%, 2035 год – 25%. Для этого ведомство предлагает: 

  • обеспечить создание зон свободной торговли с основными перспективными экспортными рынками;
  • софинансировать проекты российских автопроизводителей по созданию производств полного цикла на территориях Турции, Вьетнама, Египта, Саудовской Аравии и Бразилии:
  • Создать программу развития портовой инфраструктуры, чтобы расширить сообщение со странами Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки;
  • Запустить независимую от SWIFT систему взаиморасчетов.

Минпромторг действительно считает, что это сработает?

Ведомство предполагает, что российский автопром может развиваться по трем сценариям:

  1. При базовом сценарии, если макроэкономические условия в стране будут на уровне 2016-2021 годов, в этом году будет продано 0,8 млн автомобилей, к 2026 году показатель достигнет 1,6–1,7 млн, а к 2035 году — 1,9 млн. 
  2. При пессимистичном сценарии (стагнация ВВП, низкий уровень покупательского спроса) рынок предполагается на уровне 1,3 млн автомобилей
  3. В оптимистичном сценарии (рост спроса до уровня 2012–2013 годов за счет роста экономики страны) рынок до 2025 года соответствует базовому сценарию, далее предполагается постепенный рост до 2,8–3,0 млн автомобилей к 2030–2032 году.