Бизнес не в приоритете. В проекте бюджета на 2023 год сокращены расходы на промышленность и поддержку предпринимателей | Студия копирайтинга "КилоЗнаки" | Копирайтинг, рерайтинг, SEO-копирайтинг, рекламные тексты

Бизнес не в приоритете. В проекте бюджета на 2023 год сокращены расходы на промышленность и поддержку предпринимателей

2 минуты
Бизнес не в приоритете. В проекте бюджета на 2023 год сокращены расходы на промышленность и поддержку предпринимателей

В рассматриваемом документе бюджета на 2023-2025 гг. сокращено финансирование госпрограммы развития промышленности и повышения её конкурентоспособности. В частности, в 2023 году на поддержку промышленности направят на 136 млрд рублей меньше, чем планировалось в рамках принятого в прошлом году финансового документа страны. В 2024 году на российской промышленности сэкономят 164,6 млрд рублей от ранее заявленных, в 2025 году – ещё 249,1 млрд рублей от параметров бюджетного прогноза. Информация об этом содержится в заключении комитета Госдумы по промышленности и торговле.

Согласно действующей редакции проекта бюджета, финансирование развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности в 2023 году составит 457,8 млрд рублей, в 2024 году – 433,9 млрд рублей и в 2025 году – 346,6 млрд рублей. Неприятной новостью для производителей сельхозтехники может стать сокращение расходов по интересующему их федпроекту развития сельхозмашиностроения и спецмаша. На 8 млрд рублей в 2023-2024 гг. сокращается объем субсидий по «Госпрограмме №1432», которая повышает финансовые возможности отечественных производителей сельхозпродукции в обновлении своего парка тракторов и зерноуборочных комбайнов. Кроме того, в 2023 году на 500 млн рублей сокращается объем субсидий производителям спецтехники или оборудования, которые предоставляются для скидок покупателям. Спонсирование дисконта на покупку спецтехники правительство решило сократить в следующем году из-за уточнения потребности в поддержке со стороны ее получателей и т.д.

Казалось бы, переживать о своём финансировании не стоит предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Согласно положениям законопроекта финансирование открытой части госпрограммы на развитие оборонно-промышленного комплекса в плановом периоде предусматривается более 28 млрд. рублей (!). Меры поддержки включают также субсидирование стратегических организаций оборонпрома в 463 млн рублей ежегодно. В рамках отпущенных бюджетных ассигнований субсидию выделяют для предупреждения банкротства. Однако получают её лишь 1-2 предприятия ОПК в год, отмечается в заключении профильного комитета ГД к проекту бюджета. При этом погашается только часть проблемной задолженности, а предпосылки образования проблемной задолженности не устраняются.

Председатель Комитета ГД по промышленности и торговле Владимир Гутенев, фото: пресс-служба Госдумы

«Сохранение применяемого подхода может привести к необходимости выделения существенных дополнительных бюджетных средств для поддержки финансовой устойчивости организаций ОПК в будущем, что представляется необходимым учитывать при подготовке законопроекта второму чтению», – утверждается в отзыве профильного комитета за подписью председателя, депутата Госдумы Владимира Гутенева.

Вместе с тем, ученые, конструктора, технологи и другие инженерно-технические работники организаций смогу рассчитывать на вознаграждения за выдающиеся достижения и значительный вклад в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства. На эти цели заложено 1,15 трлн рублей ежегодно в период 2023-2025 гг., из которых на поддержку молодых ученых и специалистов предусматривается 750 млн рублей ежегодно.

Хорошей новостью для всех промышленников страны может стать ежегодное увеличение субсидирования Фонда развития промышленности, а также увеличение программ поддержки отечественных производителей в регионах на платформе ФРП.

Ускоренная «донастройка» производства

Несмотря на то, что комитет Госдумы по промышленности и торговле поддержал проект бюджета на 2023-2025 гг., в своем заключении к проекту он рекомендовал для более оперативного и эффективного восстановления и роста отечественной экономики в современных геополитических условиях ориентироваться также на ускоренную «донастройку» процессов импортозамещения во всех сферах экономики. В первую очередь, это предложение касается стратегических отраслей промышленности, а также укрепления товарно-логистических цепочек как на внутреннем рынке, так и на внешнеэкономических направлениях взаимодействия с государствами-партнерами по БРИКС и др.

В тоже время профильный комитет подчеркнул необходимость предусмотреть расходы по выполнению как социальных обязательств перед россиянами, так и по мероприятиям обеспечения технологического суверенитета и расширения инфраструктуры страны, обеспечения безопасности России и боеготовности Вооруженных сил РФ в рамках новых границ. Речь о том, чтобы заложить их в цикле мероприятий по интеграции Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей, включая синхронизацию промышленно-торгового законодательства.

Пожертвовали малым

Судя по внесенному в Госдуму проекту бюджета, поддержки малого и среднего бизнеса вышла из приоритетов правительства. Как следует из заключения комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству, на нацпроект по МСП в 2023 году запланировано на 2,8% меньше по сравнению с объемом ассигнований, утвержденных федеральным бюджетом на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024. В денежном выражении на предпринимательскую активность в следующем году хотят направить 79,4 млрд рублей. В 2024 году объемы финансирования нацпроекта намерены сократить ещё на 2,5% по установленному ранее плану – до 74,6 млрд рублей.

Кроме того, в новом проекте бюджета в 2023-2024 также сокращаются субсидии в региональные бюджеты на господдержку МСП и физлиц, которые применяют специальный налоговый режим. На следующий год на эти цели из федерального бюджета правительство планирует выделить на 7,7% меньше, чем было заложено – меньше на 1,4 млрд рублей. В 2024 году данную субсидию в бюджеты регионов планируют сократить ещё на 14,9% – до 8,9 млрд рублей (минус 1,5 млрд).

Однако зарезервированные ранее в федеральном бюджете средства на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации сохранили в прежнем объеме: в 2023 году намерены распределить на эти цели 6,3 млрд рублей, в 2024 году – 9,1 млрд рублей.

Проект бюджета на 2023-2025 гг. будет рассмотрен в первом чтении на следующей неделе – 26 и 27 октября. У депутатов был месяц на изучение пакета документов по доходам и расходам на ближайшие три года. Отметим, что ко второму чтению в основной финансовый план страны могут быть внесены изменения.

Ксения Ширяева