Евгений Кожевников: «Важно прорабатывать новые инициативы по Центральной Азии и выравнивать отношения по уже существующим проектам» | Студия копирайтинга "КилоЗнаки" | Копирайтинг, рерайтинг, SEO-копирайтинг, рекламные тексты

Евгений Кожевников: «Важно прорабатывать новые инициативы по Центральной Азии и выравнивать отношения по уже существующим проектам»

~1 минут
Евгений Кожевников: «Важно прорабатывать новые инициативы по Центральной Азии и выравнивать отношения по уже существующим проектам»

Эксперты Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ сопровождают значительное количество внешнеэкономических контрактов и консультируют бизнес, нацеленный встроиться в экспортно-импортные цепочки. При проектировании данной работы обязательным элементом становится анализ ключевых международных событий.  Об одном из них – рассказывает Евгений Кожевников, начальника отдела по развитию бизнеса в странах ШОС, Восточной и Юго-Восточной Азии АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ:    

— В Самарканде (Республика Узбекистан) прошло ключевое для Центральной Азии событие этого года — заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Мероприятие стало 22-м по счету и проходило под председательством Президента Узбекистана Шавката Мирзиеева. Впервые с момента начала эпидемии COVID-19 ряд ключевых участников присутствовали лично, кроме того, Совет стал поводом для первого зарубежного визита председателя КНР Си Цзиньпина с 2020 года. Помимо государств-членов и наблюдателей, в качестве гостей председательствующей стороны, мероприятие посетили главы Турции и Азербайджана. Такой состав еще раз подчеркивает важность данного мероприятия и повышенное внимание к данному региону.

ШОС изначально рассматривалась и до некоторого момента считалась организацией, преимущественно направленной на обеспечение и поддержание безопасности. Однако многие страны, входящие в ее состав, все чаще выступали за укрепление сотрудничества в экономической области. Результатом стало принятие целой серии решений в рамках усиления торгово-экономического сотрудничества.

Немного статистики: общий объем экономики стран ШОС до создания организации, в 2000 году, составлял всего 1,5 трлн долларов США. Он удвоился до 3 трлн долларов США в 2005 году, снова удвоился до 7,8 трлн долларов США в 2010 году, снова удвоился до 17 трлн долларов США в 2017 году и приблизился к 20 трлн долларов США в 2019 году. Рост экономики ШОС весьма показателен — в 13 раз за 20 лет. Общий объем внешней торговли государств-членов ШОС, составлявший менее 650 млрд долларов США в 2000 году, превысил 1 трлн долларов США в 2003 году и вновь превысил 3 трлн долларов США в 2010 году, достигнув 6,6 трлн долларов США в 2019 году.

Необходимо отметить, что впечатляющие успехи экономики ШОС стали возможны, в том числе, благодаря объединению ряда инициатив стран-лидеров: инициатива КНР по «построению сообщества человеческой судьбы в ШОС», интеграция «Одного пояса, одного пути», инициатива России по построению «Большого евразийского партнерства».

Таким образом, совместные усилия стран участниц стали надежной платформой для дальнейшего развития всей организации, а также региона Центральная Азия (ЦА). В то же время, отдельные самостоятельные успехи стран-участниц позволяют другим странам-партнерам использовать их достижения, ресурсы, инфраструктуру, что дает дополнительный толчок к развитию и стабилизации достигнутого уровня, вне зависимости от кризиса с энергоносителями в мире, экономического спада в ЕС, турбулентности на Ближнем Востоке и других вызовов.

Для экспертов, участников внешнеэкономической деятельности, и всех, кто следит за международными событиями и статистикой, очевидно, что в последнее время в ЦА наблюдается значительный промышленный и экономический рост с привлечением иностранных специалистов и внедрением новых и современных технологий, позволяющих навязать конкуренцию мировым лидерам различных отраслей. Рост населения, богатство и доступность ресурсов в совокупности с продуманной политикой и реформами обеспечивает приток иностранных инвестиций в регион. 
Логистическая составляющая, а именно географическое расположение региона, позволяет связать в единую цепочку как крупное производство, так и конечных потребителей в странах Европы. Уже сейчас ЕС, Япония, Южная Корея и другие страны проявляют интерес к Центральной Азии, уделяют большое внимание рынкам данного региона, активно развивают сеть представительств крупных компаний и корпораций, вкладывают в перспективные сферы экономики стран-участниц ШОС. Увеличение числа городских жителей, рост потребления, повышение доходов и спроса на качественную продукцию делают страны ЦА привлекательными альтернативными рынками сбыта. 

Определенный вес имеет и тот факт, что в рамках ШОС взаимодействуют как крупные мировые державы, так и малые страны, страны разных религий и конфессий, страны с разным политическим строем. В рамках ШОС можно найти практически все типы межгосударственных взаимоотношений, что представляет данную площадку в совершенно новом формате, в формате, который позволяет учитывать интересы всех стран и строить партнерские отношения именно на взаимовыгодной основе, в противном случае, когда идет ущемление интересов какой-либо из сторон, начнется выпадение из общей системы, пойдет рассинхронизация и падение эффективности всех цепочек. 
Именно поэтому для реализации намеченных перспективных проектов в сфере инфраструктуры и логистики, в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, в социальной сфере и ряде других областей необходимо создание и организация работы совместных экспертных групп. И здесь особую роль обретают опыт и возможности системы торгово-промышленных палат, ТПП РФ, «СОЮЗЭКСПЕРТИЗы» ТПП РФ.

Эксперты уверены: важно прорабатывать новые инициативы и уделять внимание подходам, которые позволят автоматически регулировать и выравнивать отношения по уже существующим проектам. Декларация о создании проекта, его запуск – не всегда гарантия его эффективной долгосрочной реализации. За стартом идет отладка, своевременная корректировка задач и различных параметров под меняющиеся условия. В данном случае полезным является привлечение «арбитражной» или, так называемой, «третьей стороны», сформированной на общих принципах, либо на базе структур, которые уже действуют и понятны сторонам-участницам проекта. Отрадно, что страны привлекают экспертов ТПП и «СОЮЗЭКСПЕРТИЗы» к данной работе. И дальше значение независимой и сбалансированной экспертной составляющей будет только расти.