Время на прочтение: 3 минут(ы)
Инструменты искусственного интеллекта lite ChatGPT помогут учащимся, испытывающим трудности с концентрацией внимания и планированием. Однако, чрезмерная зависимость от них может помешать их когнитивному росту, говорят исследователи.
Использование ИИ в классе остаётся предметом постоянных дискуссий, и преподаватели все еще пытаются определить его роль и разработать эффективные методы мониторинга его использования.
Согласно новому исследованию, в некоторых случаях искусственный интеллект может быть особенно полезен для студентов, которые испытывают трудности с исполнительными функциями, такими как концентрация и внимание. Это, теоретически, поможет сократить отставание в успеваемости среди студентов.
С этим заявлением выступили представители Лундского университета в Швеции, ученые которого изучали, как учащиеся-подростки воспринимают полезность генеративного ИИ.
Исследование подчеркивает потенциал этих инструментов в качестве вспомогательных средств для учащихся, испытывающих трудности с когнитивными процессами, необходимыми для успеха в учебе.
Ученые выявили связь между предпочтениями и склонностью студентов к использованию ИИ и их склонностью испытывать высокие уровни определенных трудностей, включая проблемы с планированием, эмоциональной регуляцией и выполнением заданий.
Результаты были опубликованы в журнале Frontiers in Artificial Intelligence.
Работа основана на двух исследованиях. В первом приняли участие 385 учащихся в возрасте от 12 до 16 лет из четырех начальных школ на юге Швеции. Во втором исследовании приняли участие 359 учащихся чуть старше в возрасте от 15 до 19 лет.
Ученые установили, что только 14,8% младших школьников использовали генеративный искусственный интеллект в рамках своего обучения, но что касается подростков старшего возраста его использовала уже половина школьников — 52,6%.
Среди чат-ботов с искусственным интеллектом ChatGPT был наиболее часто используемым инструментом: им пользовались 70% младших школьников и 88,9% старшеклассников.
Согласно результатам исследования, учащиеся, которые сталкивались с трудностями при выполнении школьных заданий, такими как проблемы с планированием, заторможенность и когнитивная гибкость, считали инструменты искусственного интеллекта особенно полезными для выполнения заданий.
Они также использовали искусственный интеллект в качестве компенсирующего инструмента для разбивки сложных задач на более простые или преодоления трудностей с планированием.
Стоит отметить, что исследователи предупредили — постоянное применение инструментов ИИ для школьных занятий создает риск чрезмерной зависимости от них.
Использование ИИ для выполнения заданий может привести к снижению развития важнейших когнитивных навыков, особенно в подростковом возрасте, который является ключевым периодом для развития исполнительных функций.
В результате, чрезмерная зависимость от искусственного интеллекта в этот период и обращение к нему как к быстрому средству решения проблем, вместо того чтобы научиться преодолевать трудности, может помешать естественному развитию этих способностей у школьников, затрудняя им решение сложных задач в дальнейшей жизни.
Если учащиеся будут полагаться на генеративный ИИ для замены, а не для усиления своих существующих способностей, это может замедлить рост или даже привести к ухудшению когнитивных навыков, необходимых для успешного выполнения школьных заданий.
Тем не менее, поскольку искусственный интеллект продолжает стремительно развиваться и все глубже интегрируется в образование, необходимо сделать так, чтобы искусственный интеллект был полезен и не подменял собой достижения школьников в образовании.
По словам представителя команды исследователей, преподаватели должны следить за использованием генеративного ИИ, сосредоточившись на его использовании в качестве дополнительного инструмента, а не в качестве замены навыков учащихся.
Другие позитивные новости новых технологий
Китай хочет внедрить чип в человеческий мозг
Использованы материалы:
https://timesofindia.indiatimes.com
https://www.frontiersin.org/journals/artificial-intelligence/articles/10.3389/frai.2024.1415782/full