Краш-тест экономики. Проект бюджета на 2023 год сверстан с дефицитом и сокращением нефтегазовых доходов | Студия копирайтинга "КилоЗнаки" | Копирайтинг, рерайтинг, SEO-копирайтинг, рекламные тексты

Краш-тест экономики. Проект бюджета на 2023 год сверстан с дефицитом и сокращением нефтегазовых доходов

4 минуты
Краш-тест экономики. Проект бюджета на 2023 год сверстан с дефицитом и сокращением нефтегазовых доходов

14 октября истекает срок приема предложений и замечаний к проекту бюджета на 2023 и два последующих года. Главный финансовый документ страны на ближайшую трехлетку все лето готовили депутаты комитета по бюджету вместе с правительством. 26 и 27 октября он будет рассмотрен в первом чтении депутатами нижней палаты парламента. Больше десяти комитетов Госдумы уже направили свои заключения, в которых поддержали принятие предложенного законопроекта о доходах и расходах до 2025 года. Бюджет закладывается с дефицитным, по-прежнему социально направлен. Но кое-какие расходы сокращены. О том, в каком виде проект бюджета подойдёт к первому чтению в Госдуме, читайте в материале «Регионов России».

Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров при церемонии внесения проекта бюджета в Госдуму 28 сентября 2022 года, фото: пресс-служба Госдумы

Прогноз на три года

Федеральный бюджет на 2023 год сверстан с дефицитом 2,93 трлн руб., или 2 % ВВП. Планируется потратить 29,06 трлн руб. В последующие годы предполагается сокращение дефицита: в 2024 год расходы над доходами по плану должны превысить 1,4 % ВВП, в 2025 — 0,7 %. Из представленных в проекте бюджета расчетов понятно, что самым сложным для российской экономики будет следующий год.

На фоне продолжающегося санкционного давления со стороны отдельных иностранных государств, нарушения производственно-логистических цепочек ряда отраслей российской экономики, а также сохранения макроэкономических рисков прогнозируется снижение доходов федерального бюджета на 5,6% к 2022 году – в номинальном выражении российская экономика сможет сгенерировать в 2023 году 26 130,3 млрд рублей.

Сокращение доходной части произойдет за счёт уменьшения нефтегазовых доходов. По отношению к ВВП их падение составит к 2025 году 3% – с 8% ВВП в 2022 году до 5% ВВП. Такой эффект ожидают от снижения цен на нефть и сокращение общей добычи, а также от изменения структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения. Подсчитано, что это приведет к снижению доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях с 42,1% в 2022 году до 30,3% в 2025 году.

По причине отказа ряда стран от сотрудничества с Россией в нефтяной сфере, а также из-за дисконта при продажах основных товаров российского экспорта принято решение пересмотреть показатели добычи нефти в стране. В 2022 году оценка снижена до 515 млн тонн, в 2023 году – до 490 млн тонн. В 2024-2025 годах уровень добычи нефти будет составлять в среднем около 500 млн тонн, отмечается в проекте бюджета.

За счет сокращения нефтегазовых доходов ожидается сокращение доходов федбюджета с 27,6 трлн руб. в 2022 году до 26,1 трлн в 2023 году с последующим восстановлением до 27,2 трлн в 2024 году (+4,2% к 2023 году) и 27,9 трлн в 2025 году (+2,7% к 2024 году) на фоне выхода российской экономики на траекторию роста. По отношению к показателю экономического роста в проекте бюджета отображается сокращение доходов с 19% ВВП в 2022 году до 17,4% ВВП в 2023 году, в последующие годы закладывается постепенное восстановление нацэкономики – сокращение доходов бюджета до 17,1% ВВП в 2024 году и до 16,4% ВВП в 2025 году.

Тем не менее, прогнозируется рост нефтегазовых доходов в реальном выражении – в 2023 году он ожидается на уровне 7,3% с последующим поступательным ростом до 2025 года на уровне 21,6%. Наполнение бюджета будет обеспечено благодаря росту поступлений основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль организаций), дополнительным поступлениям при корректировке налогообложения отдельных отраслей экономики и в результате улучшения собираемости налогов. Так доля ненефтегазовых доходов в федеральном бюджете вырастет с 57,9% в 2022 году до 69,7% в 2025 году. С учетом базовых нефтегазовых доходов на уровне 8 трлн. руб. ежегодно в 2023-2025 годах, дополнительные нефтегазовые доходы составят 939 млрд руб. в 2023 году (0,6% к ВВП), 656,3 млрд руб. в 2024 году (0,4% к ВВП) и 488,5 млрд руб. в 2025 (0,3% к ВВП).

Несмотря на расчет дополнительных нефтегазовых доходов, в 2023 году не планируется пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ). Одна из причин – увеличение расходов, связанных с поддержкой экономики и граждан в условиях геополитического и санкционного давления. Резерв денежной массы Россия продолжит формировать только с 2024 года, наполнив фонд дополнительными доходами от углеводородов сразу за два прошедших года. В результате подобных отчислений национальная «кубышка» должна составить 6,6 трлн рублей. При этом отмечается, что если ситуация того потребует, то в 2023 году средства ФНБ могут быть использованы на замещение государственных внутренних заимствований правительством без согласования.

Повышение доходов

На доходы будут влиять повышение вывозных таможенных пошлин на отдельные сельхозтовары и иную продукцию, корректировка демпфирующего механизма в обратном акцизе на направленное на переработку нефтяное сырье (и сопутствующее уточнение надбавки в ставке НДПИ на нефть), изменение ставок вывозных таможенных пошлин на энергетический экспорт, а также решения о смягчении ввозных таможенных пошлин на товары «критического» импорта, расширение льгот и преференций в рамках «IT – маневра», предоставление льгот для туристической и иных отраслей.

В 2023-2025 годах федеральный бюджет получит дополнительные доходы от повышения экспортной пошлины и акциза на природный газ с введением дифференцированной ставки: 30% по цене на газ ниже 300 $/м3 и 50% по цене на газ выше 300 $/м3. Также была повышена ставка НДПИ на природный газ, введён дополнительный коэффициент к ставке НДПИ на нефть. Увеличение нефтегазовых пополнений бюджета планируют добиться ещё и с помощью производителей СПГ.

Однако прогноз доходов от взимания вывозных таможенных пошлин на углеводороды в 2023 году на 19,3% меньше ожиданий 2022 года, в 2024 году этот показатель ещё на 35,8% меньше, в 2025 году – сокращение поступления на 20,5% к прогнозу предыдущего года. В следующем году также профильный комитет ожидает снижения поступлений НДПИ по углеводородному сырью – на 25,8%. Ситуация должна выровняться с 2024 года, когда доход от добычи углеводородного сырья должен вырасти на 2% – плюсом 156,5 млрд руб. в бюджет. В 2025 году пополнение бюджета за счет добычи вырастет ещё на 1,1% – на 85,7 млрд руб. в денежном выражении.

В проекте бюджета также учтены потери при возмещении акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку – в 2023 году прогнозируется в объеме 2,1 трлн руб. (на 32,3% или на 1,024 трлн руб. меньше, чем в 2022), в 2024 году бюджет недополучит 3,2% дохода или 69,2 млрд руб. к предыдущему году, а в 2025-ом бюджет потеряет ещё 5% дохода от акциза на нефтепереработку от прогноза поступлений годом ранее – 103 млрд руб.

Таким образом, по тому, как свёрстан нынешний проект бюджета, можно сделать положительный вывод: правительство окончательно «слезает с нефтегазовой иглы» в бюджете, переориентируясь на другие ресурсы.

Так бюджет получит доход за счёт введения экспортной пошлины на удобрения и уголь и временного повышения ставки НДПИ на уголь (за исключением бурого). Кроме того, правительство намерено заняться повышением собираемости акциза на табак. Дополнительно в бюджете предлагается введение акциза на сахаросодержащие напитки, средства от которого пойдут на борьбу с сахарным диабетом.

Социальность сохраняется

Несмотря на внешние вызовы и на рост оборонных расходов одним из основных приоритетов бюджетной политики продолжает оставаться исполнение ранее взятых государством социальных обязательств. Финансирование мер поддержки населения сохраняется. Кроме того, проект бюджета закладывает финансирование универсального ежемесячного пособия малообеспеченным семьям с детьми до 17 лет и беременным женщинам, которое будет введено с 1 января 2023 года. На эти цели из бюджета запланировано 520,7 млрд руб. в 2023 году, 1,184 трлн руб. в 2024 и 1,285 трлн в 2025. Дополнительно в следующем году предлагается увеличить бюджетные ассигнования, выделяемые в рамках федпрограммы поддержки семей при рождении детей – на 16,6 млрд руб.

В заключении комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей подчеркивается существенный рост объемов бюджетных ассигнований, направляемых на господдержку семьи, материнства и детства. Согласно прилагаемой к проекту бюджета информации от Минфина, на 2023 и 2024 годы «семейно-детский бюджет» составит более 2,6 трлн руб. (1,79% и 1,8% к ВВП соответственно), на 2025 год он запланирован в объеме 2,5 трлн руб. (1,71% к ВВП). Профильный комитет отмечает, что объем расходов на соцподдержку семей с детьми за последние 5 лет вырос суммарно более чем на 2 триллиона рублей (!). Согласно законопроекту, на предоставление материнского (семейного) капитала в 2023 году предусмотрено на 9,3 млрд руб. больше, чем в текущем году, в 2024 году – на 24,4 млрд рублей больше, чем было предусмотрено в бюджете на 2022 и последующие годы. В 2025 году на маткапитал потребуется 694,2 млрд. руб.

В целях поддержки рынка труда в условиях внешнего санкционного давления в 2023 году планируется удвоение объема ассигнований на финансирование содействия занятости – вместо запланированных 12,9 млрд руб. правительство собирается выделить 25,5 млрд руб.

При этом спрос на трудовые ресурсы в стране сохраняется. К июлю уровень безработицы в стране зафиксировался на уровне 3,9% после 4,4% в начале года. По итогам 2022 года показатель не превысит 4,2%, утверждается в проекте бюджета на 2023-2025 гг. Добиваться этого будут с помощью симулирующих программ – отсрочке по уплате страховых взносов в течение 2-3 кварталов, прямой поддержки наиболее уязвимых отраслей и проактивной поддержки занятости (переобучение, общественные работы и др.). В 2023-2024 годах на фоне подстройки рынка труда к структурным изменениям в экономике безработица поднимется до 4,4% и 4,3% соответственно, однако в дальнейшем, по мере смягчения негативных последствий, вернется к уровню 4,1%. Ожидается, что произойдет это не раньше 2025 года.

Адаптация рынка труда к изменившимся условиям происходит через подстройку реальных заработных плат. В проекте бюджета обозначено, что в реальном выражении уровень зарплат в I полугодии 2022 года сократился на 1,3%, однако значительную поддержку доходам граждан оказали соцвыплаты — внеплановая индексация пенсий и прожиточного минимума (на 10%), а также введение новых регулярных пособий нуждающимся семьям с детьми в возрасте 8-16 лет. В результате, к июлю реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на сдержанные 0,8% г/г. Прогнозируется, что по итогам 2022 года снижение оплаты труда и доходов граждан будет сдержанным благодаря менее масштабному, чем ожидалось ранее, сокращению экономической активности. В дальнейшем на фоне улучшения деловой конъюнктуры в 2023 году ожидается даже рост реальных заработных плат (+2,6% после -2,0% в 2022 году) и реальных располагаемых доходов населения (+1,6% после -2,2% годом ранее).

Напомним, с 1 июля 2022 года минимальный размер оплаты труда был увеличен на 10% до 15 279 руб. Данный законопроект также предусматривает увеличение МРОТ с 2023 года на 6,3% до 16 242 рублей. Индексация сохраняется и в проекте бюджета на новую трехлетку. Зарплаты ниже данного уровня недопустимы.

Ожидается, что в условиях действия санкций, ограничений на движение капитала, а также временной приостановки «бюджетного правила» обменный курс до конца года будет определяться преимущественно динамикой текущего счета – в результате чего курс рубля по итогам 2022 года укрепится до 68,1 рублей за доллар США. В 2023-2025 годах ожидается умеренное ослабление курса до 68-72 рублей за доллар США, которое будет определяться преимущественно разницей в уровнях инфляций между странами — торговыми партнерами. В реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, сказано в проекте бюджета.

Поэтому паники в условиях жесткого краш-теста для российской экономики не предвидится – большинство социальных мер поддержки сохраняется если не в увеличенном, то, по крайней мере, в ранее запланированном объёме.

Однако не по всем социальным статьям расходов удалось сохранить финансирование. Так комитет по вопросам семьи отмечает, что средства, выделяемые на оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, сокращаются на треть: в действующем бюджете на эти цели предусмотрено ежегодно 300 млн руб., тогда как в новом проекте главного финансового документа страны предлагается уменьшить данный объём до 200 млн. руб.

На чем сэкономили

Экономия средств в проекте бюджета на 2023-2025 гг. коснулась ряда экологических инициатив. Уменьшено финансирование мероприятий федпроекта «Оздоровление Волги» – в 2023 году на 765,7 млн руб., в 2024 году на 2,295 млрд руб., в 2025 году на 709,2 млн руб. Речь о сокращении финансирования из федерального бюджета рекультивации реки, а также расходов на подъем и утилизацию затонувших судов.

В правительстве нашли, на чем сэкономить и в проекте «Сохранение озера Байкал» – на мероприятиях по снижению общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро. В 2023 году финансирование данных работ сократится на 9,6 млрд руб., в 2024 году – на 5,8 млрд руб.

Тем не менее, комитет ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды в своём заключении на проект бюджета заявил о неэффективности этих мероприятий, которые должны ликвидировать последствия негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» в Иркутской области. В весеннюю сессию в рамках рассмотрения антисанкционного пакета по просьбе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации сроки подготовки проектной документации по БЦБК были перенесены до конца текущего года. Однако это не предполагает дальнейшую остановку работ по сохранению озера Байкал, отмечает в отзыве профильный комитет. В результате в проект бюджета расходы на реализацию мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «БЦБК», заложены не были.

Председатель Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин, фото: пресс-служба Госдумы

Дополнительно профильный комитет Госдумы, возглавляемый бывшим министром природных ресурсов и экологии Дмитрием Кобылкиным, подчеркивает важность учесть в рамках сохранения озера Байкал создание и модернизацию очистных сооружений на Байкальской природной территории. Только в Иркутской области на берегу Байкала и в непосредственной близости от него расположено около 100 населенных пунктов, из них лишь 18 имеют очистные сооружения. Кроме того, комитет предлагает включить в проект финансирование строительства приемников для сбора и утилизации жидких бытовых отходов, в том числе с судов, которые заходят в акваторию озера. И создать селезащитные сооружения с целью сохранения крупнейшего в мире резервуара пресной воды.

Также в проекте бюджета на 2023 и последующие годы сокращено финансирование на мероприятия индивидуальных программ социально-экономического развития Адыгеи, республики Алтай, Карелии и Тывы, прочих регионов в части строительства и жилищно-коммунального хозяйства, господдержки реализации инвестиционных проектов, малого и среднего предпринимательства, а также мероприятий по социально-экономическому развитию федеральной территории «Сириус». По оценке комитета ГД по развитию Дальнего Востока и Арктики, речь идёт о сокращении расходов по данным направлениям в 2023 году на 6,8 млрд руб., в 2024 году на 7,2 млрд руб., в 2025 году на 729,9 млн рублей.

Профильный комитет предлагает в рассматриваемом проекте бюджета на 2023-2025 гг. учесть увеличение бюджетных ассигнований в рамках господдержки инвестпроектов в Арктической зоне РФ, а также обратить внимание на формирование опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза.

Ксения Ширяева