Миссия невыполнима. Как Силуанов требует от регионов то, что они сделать не могут | Студия копирайтинга "КилоЗнаки" | Копирайтинг, рерайтинг, SEO-копирайтинг, рекламные тексты

Миссия невыполнима. Как Силуанов требует от регионов то, что они сделать не могут

  
~1 минут
Миссия невыполнима. Как Силуанов требует от регионов то, что они сделать не могут

Сейчас в регионах остается менее 45% налоговых поступлений, а еще 10 лет назад было 60%. Полномочий же только прибавляется. И это является ключевой проблемой. Возникает вопрос, кто кого спонсирует: федеральный центр  региональные бюджеты или, наоборот, регионы кормят центр.

Согласно материалам оперативного доклада об исполнении  консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за первое полугодие 2022 года произошло замедление роста доходов бюджетов регионов и увеличение темпов бюджетных расходов, что разбалансировало некоторые региональные бюджеты.

Если сравнивать с динамикой доходов, то заметно быстрее росли расходы в регионах, уже испытавших негативные последствия от санкций, среди них, прежде всего, территории, специализирующиеся на металлургии и добыче железной руды (Белгородская, Липецкая, Курская, Челябинская области), а также на производстве минеральных удобрений (Мурманская область), либо машиностроении (Приморский край, Владимирская и Калужская области). Наиболее активно расходы росли и в тех территориях, где низкий уровень собственных доходов и соответственно высокая зависимость от межбюджетных трансфертов (Дагестан и Северная Осетия – Алания).

В то же время ряд территорий, получающих конъюнктурно-высокие доходы, наращивали расходы чуть медленнее, либо «закрывая» накопленные ранее проблемы (Хакасия, Кемеровская и Сахалинская области), либо проводя сравнительно взвешенную политику (Санкт‑Петербург, Ленинградская область, Ханты-Мансийский автономный округ).

Государственный долг субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2022 года уменьшился, по сравнению с 1 января 2022 года, в 18 регионах. Наибольшее сокращение государственного долга было отмечено в Бурятии – на 27,8 %, в Еврейской автономной области – на 27,2 %, Москве – на 15,4 %.

При этом растет давление на федеральный бюджет, в том числе и из-за дотационных регионов, которых стало по итогам 2022 года на 4 больше. Их число изменилось с 62 до 66. По прошлому году Дагестан, Саха (Якутия), Камчатский край, Чечня и Алтайский край возглавили список самых дотируемых регионов.

Тем не менее, совокупные доходы консолидированных бюджетов регионов продолжили демонстрировать положительную динамику, но уже с замедлением. Регионы делают в целом, что могут, особенно, когда на них стал влиять фактор мобилизации на фоне Украинского конфликта и СВО. Растущая динамика межбюджетных трансферов позволяет скрыть недостатки системы формирования доходов регионов и финансирования из центра.

Регионами с наиболее позитивной динамикой доходов консолидированных бюджетов на 1 октября 2022 года сталиКемеровская область – Кузбасс, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, Хакасия и Мордовия.

Всё это в совокупности говорит о высокой активности регионов в решении экономических задач, несмотря на разницу условий и экономическую специфику.

Тем не менее, экономический блок правительства в лице Минфина продолжает упрекать регионы в неэффективности. Так, 23 декабря на заседании комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» министр финансов Антон Силуанов раскритиковал субъекты федерации за недостаточную активность по привлечению инвестиций в регионы. Кроме того, он призвал губернаторов и их команды не ждать лишний раз дотаций из федерального бюджета.

«Мы обсуждаем в рамках нашего совета, в основном, предложения, как увеличить объемы поддержки регионов, где бы что списать, перераспределить доходы с федерального на региональный. Это должно быть в нашем обсуждении, но, мне кажется, наша основная задача не констатировать, что денег надо побольше регионам, … но надо уделять внимание, как нам поддерживать экономику регионов, занятость, зарабатывать самостоятельно доходы. Нужно говорить о развитии регионов. … Мы же видим, что отдельные регионы занимаются реально экономикой, губернаторы ездят по стране, за рубеж, привлекая инвестиции, а другие сидят просто и ждут сверху дотаций. Чтобы там бизнес развивался, чтобы занятость росла, чтобы люди богатели, а не просто – давайте, что-нибудь откусим от федерации, всем станет хорошо. Так не будет хорошо. Это не системное решение задач. Может в следующем году заняться распространением практики, которая есть у хороших регионов, которые идут вперед и тащат за собой экономику страны», – заявил министр Силуанов. (цитата по Интерфакс).

С его слов, государство направляет масштабные инвестиции в размере более 1 трлн рублей на инфраструктурные проекты в регионы и ждет результатов в виде роста экономической активности и прироста налоговой базы. Однако, по мнению министра,  субъекты федерации не хотят и не спешат показывать результаты, рассчитывая на новые деньги из федерального бюджета.

В нынешней ситуации после начала СВО и разрыва связей с Европой и коллективным Западом регионы России теперь обязаны самостоятельно искать внешнеэкономических партнеров и иностранных частных инвесторов. Хотя расщепление налоговых поступлений продолжает играть свою важную роль в наполняемости бюджета. Сложно определить, кому и где более необходима финансовая помощь, которая окупится в скором времени. В условиях 2022 года представляется нецелесообразным требовать от регионов того, что те в принципе не могут дать. Если страна в целом не всегда может найти себе надежных партнёров для ведения экономической деятельности,  то почему более эффективным привлечение инвесторов должно быть на региональном уровне?

Заявление министра финансов отражает объективную реальность, но не причины, из-за которых её нельзя изменить к лучшему. В целом ситуация сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но Россия продолжает решать уже ставший экзистенциальным спор о том, кто кого должен развивать – федеральный центр регионы или регионы Москву.