Углеродный след авиации: CORSIA и его влияние на экологию и экономику | Студия копирайтинга "КилоЗнаки" | Копирайтинг, рерайтинг, SEO-копирайтинг, рекламные тексты

Углеродный след авиации: CORSIA и его влияние на экологию и экономику

  
~1 минут
Углеродный след авиации: CORSIA и его влияние на экологию и экономику

Ведомство экономического развития России представило на широкое обсуждение проект корректировок в Воздушный кодекс и федеральный закон об ограничении парниковых выбросов. Цель этих изменений — интеграция страны в международную систему CORSIA, разработанную ИКАО для компенсации выбросов в гражданской авиации, несмотря на предупреждения специалистов о вероятном росте цен на электроэнергию, тепло и сырье.

Российские авиаперевозчики, чей годовой объём выбросов превышает 10 тыс. тонн CO₂‑экв., будут обязаны отчитываться о показателях эмиссии. С 2031 года им предстоит компенсировать выбросы путём приобретения углеродных единиц. По словам заместителя министра экономического развития Максима Колесникова, включение стандартов CORSIA в российское законодательство способно обеспечить устойчивый спрос на отечественные углеродные единицы и поддержать их стоимость в диапазоне 70–90 долларов США.

При этом законопроект не содержит оценки предполагаемых расходов авиакомпаний. Эксперты российского подразделения компании Earthood подсчитали: в период с 2027 по 2035 год затраты перевозчиков на компенсацию выбросов могут достичь 61–258 млрд рублей. Несоблюдение требований CORSIA, обязательных с 2027 года для всех стран‑членов ИКАО, повлечёт штрафные санкции, однако параметры их применения пока не установлены.

Ключевой предмет дискуссий — механизм внедрения норм. Действующая редакция законопроекта предусматривает разработку «отраслевых мер по ограничению выбросов парниковых газов»: их перечень и круг регулируемых организаций будут определять профильные ведомства. Это может значительно расширить список компаний, подлежащих углеродному регулированию, — сейчас требования распространяются лишь на предприятия с ежегодной эмиссией свыше 50 тыс. тонн CO₂‑экв. вне зависимости от отрасли.

Законопроект и пояснительные материалы не конкретизируют, какие меры отнесут к «отраслевым». В мировой практике чаще применяют квотирование выбросов либо вводят углеродный налог. В России система квотирования тестируется в рамках Сахалинского эксперимента, итоги которого подведут в 2028 году. В ходе пилотного проекта уже звучат разночтения относительно эффективности применяемых инструментов и сомнения в их практической ценности.

Владимир Лукин, руководитель органа по валидации и верификации ООО «Кэпт Верификация», считает, что значение отраслевой инициативы не следует переоценивать. По его мнению, CORSIA выступает внешним стимулом для развития российского углеродного рынка и может побудить компании запускать климатические проекты с возможностью монетизации. Однако рамки правил и стандартов пока очерчены лишь в общих чертах и будут уточняться. Попытка рассматривать участие России в CORSIA как повод для масштабной перестройки системы регулирования выбросов на национальном уровне чревата преждевременными решениями из‑за высокой неопределённости.

Специалисты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН ранее отмечали: распространение «Сахалинской модели» на всю страну не решит ключевых задач климатической политики. Такой подход не обеспечит ни роста бюджетных доходов, ни защиты от «трансграничного углеродного налога» ЕС, ни интеграции в мировой углеродный рынок в соответствии со статьёй 6 Парижского соглашения.

Оценка ИНП РАН показывает: введение углеродного налога в России может спровоцировать существенный рост цен на базовые товары. Так, стоимость электроэнергии может увеличиться на 25 %, тепловой энергии — на 80 %, минеральных ресурсов — на 35 %, удобрений — на 50 %. Это способно усилить инфляцию и поставить под угрозу развитие отдельных отраслей экономики.

Лукин подчёркивает: регуляторные меры должны фокусироваться на стратегически значимых технологиях и решениях, приоритеты которых пока не обозначены. Дополнительное углеродное регулирование может оказаться преждевременным и привести к обратным последствиям. Российский бизнес остро реагирует на новые регуляторные нагрузки, которые способны задержать реализацию инвестиционных и модернизационных программ. В результате это может не снизить, а повысить объём выбросов из‑за нереализованного потенциала модернизации.

Министр экономического развития Максим Решетников неоднократно заявлял о намерении властей придерживаться «мягкой модели» регулирования, основанной на обязательной отчётности и добровольном участии в климатических проектах. Однако нынешний законопроект, наделяющий ведомства широкими полномочиями по внедрению отраслевых мер, может сигнализировать о смене курса. При этом остаются неясными причины таких изменений и наличие у правительства всесторонней оценки сопутствующих рисков.

Источник: https://mibrf.ru/mainstage/aviaperevozchikam-prodadut-vozduh/