Время на прочтение: 3 минут(ы)
В арктических водах вступил в силу запрет на мазут — самого грязного и вредного для климата топлива, которое активно использует не только торговый флот, но даже исследовательские суда.
Мазут (Heavy Fuel Oil – HFO) — это густое, похожее на смолу, относительно дешевое топливо, которое широко используется в судоходстве по всему миру, особенно на танкерах.
Однако мазут особенно вреден в Арктике, где сажа, выделяемая им при сжигании, ускоряет таяние снега и льда.
Участники кампании говорят, что запрет, хотя и хорошая новсть, но он пока не окажет существенного немедленного воздействия, поскольку ряд лазеек позволит подавляющему большинству судов использовать это топливо до 2029 года.
Получаемый из отходов, остающихся при переработке нефти, HFO представляет огромную угрозу для океанов в целом и для Арктики в частности. Это топливо, похожее на шлам, практически невозможно очистить в случае разлива.
По словам экспертов, в более холодных водах топливо не только не разлагается, а собирается в комки, которые оседают в донных отложениях, угрожая хрупким арктическим экосистемам.
С точки зрения климата, это топливо считается особенно опасным, поскольку при сжигании оно не только выделяет большое количество газа, который нагревает планету, но и выбрасывает частицы сажи, называемые черным углеродом.
“Черный углерод оказывает своего рода двойное негативное воздействие на Арктику”, — сказал доктор Сайан Прайор из группы активистов Альянса за чистую Арктику.
Пока он находится в атмосфере, сажа собирает тепло, а затем оседает на снег и лед и ускоряет их таяние.
В 2011 году запрет на мазут был введен в Антарктике. Причем запрещается не только использование, но и даже транспортировка этого вида топлива через воды Антарктики.
Экологи годами добивались распространения этого ограничения на Арктику и, наконец, убедили страны, участвующие в Международной морской организации (IMO).
Теперь ограничение вступает в силу в арктических водах, и, хотя участники кампании согласны с тем, что это прогресс, они огорчены тем, что осталосьслишком много лазеек, которые ограничат его эффективность.
К такой «лазейке» относятся, суда, имеющие “защищенный топливный бак”, которые временно будут освобождены от запрета.
Помимо этого, страны, граничащие с Арктикой, также имеют право освободить свои суда от этого запрета в собственных территориальных водах.
Эти исключения продлятся до 2029 года – их влияние, вероятно, будет значительным, поскольку, по оценкам Международного совета по экологически чистым перевозкам, около 74% судов, использующих мазут,продолжат свою работу.
Участники кампании по запрету утверждают, что альтернативные виды топлива существуют, и надеются, что судоходная отрасль и арктические морские державы отнесутся к запрету серьезно, а в качестве примера нни приводят Норвегию.
Норвежское правительство уже ввело строгий запрет на использование мазута в районе архипелага Шпицберген. Несколь дней назад ирландское судно было привлечено к ответственности за использование HFO в регионе и оштрафовано на один миллион норвежских крон (93 000 долларов США).
Зеленые говорят, что такого рода действия необходимы прямо сейчас, поскольку Арктика не располагает такой роскошью, как время.
“Ученые уже говорят, что мы, вероятно, увидим первые дни без льда в Арктике в 2030-х годах, а некоторые говорят, что даже в начале 2030 года”, — сказал доктор Прайор.
Нам действительно нужны действия в ближайшие пару лет, чтобы начать сокращать выбросы сажи и ограничить использование этого топлива.
Мы настоятельно призываем страны действовать быстрее. Мы призываем судоходную отрасль поступать правильно.
Другие позитивные новости экологии
В Стокгольме введут запрет на бензиновые двигатели
Источники:
https://polarjournal.ch/en/2024/07/05/heavy-fuel-oil-banned-in-the-arctic-after-years-of-struggle-from-ngos
https://www.bbc.com/new